пятница, 4 октября 2013 г.

По Новгородской области. Валдай

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.

Федор Глинка. "Тройка"

Путешествуя на машине из Москвы в Санкт-Петербург, сделали остановку в Валдае.
Древнейшее упоминание названия "Валдай" содержится в новгородской берестяной грамоте 40-50-х годов XII веке, где идёт речь о долге или налоге с Валдая в 15 кун. Впервые населенный пункт Валдай упоминается в 1495 году как деревня Валдайское селище. Название селище получило по расположению при озере Валдай.
В 1569 году царь Иван Грозный, продвигаясь с войском из Москвы к Новгороду, разорил многие новгородские селения, в том числе и Валдай. В 1574 году село, состоящее уже из 44 дворов, приписывается к дворцовому ведомству, то есть становится селом государевым.
Возникновение на озере Иверского монастыря не могло не сказаться на развитии села Валдай. Монастырские власти заботились о том, чтобы в принадлежащем им селе было больше мастеровых людей и торговцев. В 1694 году здесь возвели первое кирпичное здание - церковь Троицы, впоследствии неоднократно перестраивавшуюся.


После основания Петербурга в 1703 году и превращения его в столицу России была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Валдай с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживились торговля, ремесла. Большим спросом пользовались валдайские баранки. Их продавали даже на волжских пристанях.
28 мая 1770 года согласно указу Екатерины II село Валдай было "учреждено городом". Вскоре был образован и Валдайский уезд.
В Валдае бывали Некрасов, Пушкин, Радищев, оставивший о нем нелицеприятное описание в своем "Путешествии из Петербурга в Москву": "Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия. Сравнивая нравы жителей сея в города произведенныя деревни со нравами других российских городов, подумаешь, что она есть наидревнейшая и что развратные нравы суть единые токмо остатки ее древнего построения. Но как немного более ста лет, как она населена, то можно судить, сколь развратны были и первые его жители".
Почему именно нравы города запомнились писателю - неизвестно, ведь в истории Валдай остался, в первую очередь, благодаря своим колоколам.
Поэтическая легенда связывает начало колокольно-литейного дела в Валдае со временем присоединения Новгорода к Москве. Будто бы, когда вечевой колокол "господина Великого Новгорода" везли в столицу, он где-то у Валдая упал с воза, скатился с кручи и рассыпался на множество маленьких колокольчиков. Зарождение колокололитейного производства относится к концу XVIII века. Сохранились колокольчики с надписью и датой "Мастер Филип Терской в Валдае 1802". Видимо, он первым начал указывать на изделиях год выпуска и свое имя.
"Маленькие валдайские колокольчики известны целой России по своей прочности, звонкости и неизменной надписи: "Кого люблю, того дарю" - так сказано в первом томе "Описания Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях", который вышел в свет в 1844 году. Любопытно, что надписи "Валдай", "Дар Валдая" есть и на колокольчиках, сделанных в некоторых других губерниях. "Валдайская марка" гарантировала мастерам лучший сбыт их продукции.
В Валдае отливали не только поддужные колокольчики и бубенцы, но и большие колокола весом до двух тысяч пудов. Известны заводы купцов Смирнова и Митрофанова, основанные в 1816 году. В 1840-х годах на трех колокольных заводах города трудились 50 рабочих. Продукция общей стоимостью более 10 тысяч рублей в год сбывалась в Петербурге и на ярмарках.
Не случайно именно в Валдае находится единственный в России музей колоколов. Он расположен в церкви великомученицы Екатерины, имеющей еще одно название - Львовская ротонда.


Церковь была построена в 1786-1794 годах по проекту известного архитектора Николая Александровича Львова. Средства на строительство были выделены императрицей Екатериной II. Ротонда служила в качестве дворцовой церкви Путевого дворца Екатерины, однако церковные службы совершались в ней редко. 
В советское время в церкви располагался краеведческий музей, а в июне 1995 года был открыт музей колоколов.
Экспонаты музея рассказывают историю колоколов, начиная с прообраза колокола на Руси - древнего била. Этот древний сигнальный инструмент, который изготовливали из дерева или металла, стали использовать на Руси в конце десятого века.


А самые первые колокола были созданы более 4000 лет в Китае.


Также в музее представлен материал о технологиях колокольного литья в России и других странах. И, конечно, большое внимание уделено истории валдайского колокольчика.


Кроме осмотра экспозиции можно позвонить в некоторые колокола, каждый из них звучит по-своему.


О колоколах в городе напоминают даже урны, декорированные изображением колокольчика. И, конечно же, в большом количестве продаются различные сувенирные колокольчики.


Напротив музея колоколов находится часовня Иакова Боровичского.


Часовня была возведена в 1826 году была в память императора Александра I, чье тело одну ночь при следовании траурной процессии из Таганрога в Санкт-Петербург находилось в церкви великомученицы Екатерины напротив. Часовня принадлежала Иверскому монастырю и использовалась в качестве придорожной часовни. В настоящее время является действующей и по-прежнему принадлежит Иверскому монастырю.
Рядом с центральной площадью Валдая - площадью Свободы - находится музей уездного города. Он располагается в двухэтажном особняке XIX века. Попасть в него нам не удалось, потому что в понедельник музей был закрыт.


А спустившись от музея по улице Луначарского, можно выйти на берег Валдайского озера, покормить местных уток и чаек и полюбоваться видом на Иверский монастырь.


Поездив по городу в поисках парков бывших усадеб, найти которые нам не удалось, наткнулись на интересную улочку генерала Белова. На ней стоят очень самобытные деревянные дома, богато украшенные резьбой и даже деревянными скульптурами. Судя по рекламе на одном из домов, созданы они рукой резчика по дереву.


Побывав в Валдае, нельзя не заехать в Иверский монастырь, построенный по инициативе патриарха Никона.


Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 года началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый - во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
В 1656 году было закончено строительство Успенского собора. 16 декабря того же года он был освящён. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери "Иверской".


В 1671 году была возведена трапезная с церковью Богоявления, в 1674 году - церковь митрополита Филиппа на 1-хч Святых воротах, а в 1685 году - церковь Михаила Архангела на 2-х Святых воротах.


К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.
В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Комплексная реставрация монастыря завершилась в конце 2007 года.

Источники: http://ru.wikipedia.orghttp://valday.com, http://az.lib.ru, http://sobory.ru, http://www.iveron.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий